«Сначала сын не делает уроки, а потом сидит над ними до ночи». 5 советов нейропсихолога

«Сначала сын не делает уроки, а потом сидит над ними до ночи». 5 советов нейропсихолога

Loading

Сначала школьника невозможно усадить за уроки, а потом на них уходит 5–7 часов. Мальчик медленно читает и постоянно обращается за помощью к маме. Как найти причину школьных трудностей и помочь ребенку справиться с ними, отвечает нейропсихолог Ирина Муллина.

Вопрос: «Сыну исполнилось девять. Учится в 3-м классе. Делаем уроки с ним по 5-7 часов! Читает плохо. На технике чтения в школе прочитал всего 38 слов. А стихи учит мгновенно. Меня беспокоит, что у него нет самостоятельности в домашней работе. Он все время ждет от меня пинка. Если не захожу в комнату, чтобы сел за уроки, сам не сядет никогда. Что делать?»

1. Нейропсихологическая диагностика

Головной мозг человека имеет две базовые структуры: корковую и подкорковую. Корковые структуры отвечают за то, что нарабатывается и тренируется. С подкорковыми человек рождается. Они всегда обеспечивают тонус и нейродинамику. Особенности развития этих структур важно учитывать.

Можно предположить, что ребенок, который долго сидит над уроками и медленно читает, скорее всего, с медленным типом мышления. Требовать от него быстроты чтения и письма не стоит. Это значит, что у мозга недостаточный энерготонус, слабая нейродинамика, иными словами, низкий запас сил. Их просто не хватает.

Для нейродинамически слабых детей характерно и медленное вхождение в процесс обучения, так называемое раскачивание, и длительное выполнение домашних заданий.

Попробуйте понаблюдать за ребенком в других процессах. Например, обратите внимание на то, как он справляется со сложными задачами, другими делами вне школьной деятельности. Скорее всего, и в остальных сферах деятельности будут некоторые сложности.

Трудности с чтением и его сниженная скорость возникают не только из-за слабой энергодинамики. Есть не всегда очевидные проблемы. Например, у ребенка могут быть не развиты оптико-пространственные синтезы. Образы букв сформированы недостаточно, а значит, страдает гнозис узнавания. Или не в полной мере сформированы другие гностические функции — зрительные. Такому ребенку с трудом дается распознавание букв в словах. Он путает и плохо различает их между собой.

Важно понять, как вообще ребенок ориентируется в пространстве. Ориентируется ли он, например, в схеме тела.

Насколько быстро может определить лево и право? Как ориентируется в пространстве тетради, книги, страницы? Видит ли границы полей?

Родители редко задумываются, что у детей может быть сужено поле зрения или лево- и правостороннее игнорирование. Это серьезно мешает ребенку ориентироваться в плоскости учебника. Чтобы «нащупать» строчку, приходится приложить невероятное количество усилий. А строку еще надо удержать в поле внимания. Теперь представьте, что вокруг скачут непонятные и плохо различимые между собой буквы, мешают, сбивают. Попробуй прочти слово.

«Сначала сын не делает уроки, а потом сидит над ними до ночи». 5 советов нейропсихолога | Правмир

Гностические проблемы всегда невидимы. Нам проще счесть ребенка лентяем, бездельником, чем предположить у него недостаточность оптико-пространственных функций. Обнаружить их можно во время нейропсихологической диагностики. Только она выявит истинные причины в сложности обучения.

Плохо читает, но быстро учит стихи, так бывает? Конечно! За память, внимание, восприятие информации и мышление в том числе отвечают корковые функции нашего мозга, которые можно натренировать. Так что выучить стихотворение для ребенка не всегда проблема.

Часто родители и учителя жалуются, что ребенок сосредоточен и внимателен первые 15 минут урока, а дальше внимание рассеивается. Все это признак слабых подкорковых структур. Представьте ствол, который, как батарейка, питает крону энергией. Если энергии мозгу недостаточно, внимание автоматически снижается.

Не бывает детей, которые и не хотят, и не могут. Есть дети, у которых есть некоторые трудности.

В подавляющем большинстве случаев проблема долгого делания уроков лежит в плоскости слабой нейродинамики. Ребенок быстро устает, истощается. Но даже такая усталость имеет разные проявления. Один ученик лежит на столе, засыпая над книгой. Второй все время вертится и отвлекается.

Если ребенок отвлекается, значит у него не хватает сил сконцентрировать внимание. Отсюда у любого нейропсихолога возникает вопрос: как именно отвлекается ваш ребенок?

При слабой нейродинамике (проблемах с подкорковыми структурами) дети, чтобы не уснуть, подкачивают себя этой активностью, то есть постоянным движением. Если у ребенка сложности в управляющих функциях, любые внешние раздражители ориентировочного рефлекса его будут отвлекать. Промелькнула ворона за окном — он следит за ее полетом. Брякнуло за дверью — он уже прислушивается. Это чашка разбилась или ключи упали? И здесь без нейропсихологической диагностики точно не разобраться. Обычно диагностика довольно быстро все расставляет на свои места.

2. Режим и дыхательная гимнастика

Если ресурсов не хватает, ребенку необходимо обеспечить режим. Память и внимание хорошо работают только в одном случае, если у человека достаточно сил. Растраченную энергию необходимо восполнять.

Режим — это вовремя вставать и ложиться, пить достаточное количество воды, сбалансированно питаться, не пренебрегать прогулками, закаливанием, контрастным душем. Все это укрепляет нервную систему и дает ребенку ресурсы.

Нашу нервную систему укрепляют физические упражнения, в которых есть медленные движения, растяжка, чередование напряжения и расслабления (ушу, пилатес). Прорабатывая через тело тонус, вы повышаете ресурсы ребенка.

«Сначала сын не делает уроки, а потом сидит над ними до ночи». 5 советов нейропсихолога | Правмир

Еще одно средство для восстановления сил — дыхательная гимнастика, особенно на открытом воздухе.

Под вниманием родителя должна находиться шейно-воротниковая зона. Не лишним будет сделать УЗДГ сосудов, чтобы исключить реальную гипоксию. Массаж воротниковой зоны позволит расслабить зоны излишнего напряжения.

3. Расписание

Если предположить, что у ребенка проблемы в незрелости управляющих функций, это значит, у него страдает произвольность. Он не может удержаться в деятельности сам и нуждается в постоянной внешней опоре. Его нужно структурировать, направлять и организовывать. И подход к помощи таким детям будет несколько иным.

Родители должны помнить, что таким детям важны внешние опоры. Не обязательно, чтобы ими были сами родители. Планинги, расписание – большое подспорье и дополнительная возможность для ребенка контролировать себя самостоятельно.

Таким детям важно понимать, что, зачем, в какой последовательности в их жизни происходит. Еще важнее учить их самостоятельности. Ставить перед ними задачи, которые они не просто будут выполнять, но отмечать результат, фиксировать завершение. Важно учить таких детей планированию: сейчас сделаю это, на это у меня есть 20 минут, теперь делаю то.

«Сначала сын не делает уроки, а потом сидит над ними до ночи». 5 советов нейропсихолога | Правмир

Создавайте зрительные опоры для ребенка. Например, можно повесить над рабочим столом расписание. Это позволит четко ориентироваться в делах, которые необходимо выполнить. Также перед глазами должны находиться часы. Это приучит и поможет следить за временем, быть в его рамках.

4. Семейные ритуалы

Когда мы хотим, чтобы ребенок рос самостоятельным, мы его к этому приучаем. Например, первые два года делаем уроки вместе. Этому и правда надо учить. Сначала вместе, постепенно начинаем отдаляться, давая понять, что ребенок всегда может обратиться к нам за помощью. На следующем этапе мы лишь проверяем, выполнено ли задание. Обычно на такое обучение уходит максимум два года. К третьему классу дети, как правило, все делают уже сами.

Я бы рекомендовала не пренебрегать ритуалами. Можно установить ритуалы, которые прежде всего ребенка приучают к тому, что во всем есть знакомый алгоритм. Например, в нашей семье утро начинается с зарядки. Затем мы застилаем постель и идем в ванную: чистим зубы, причесываемся, переодеваемся. Потом завтракаем.

Ритуал — доведенная до автоматизма последовательность действий. Одновременно это система сигналов телу, то есть на физическом уровне: «Я пришел из школы. Переоделся и пообедал. Сел за уроки в 15:00. В 16:00 пью теплое молоко — время передохнуть».

Детям, которым сложно себя контролировать, важно закреплять на физическом уровне последовательность действий. В противном случае они начинают летать в облаках, не замечают, как время утекает сквозь пальцы. Они не понимают, что, за чем, когда следует и почему так сердится мама.

«Сначала сын не делает уроки, а потом сидит над ними до ночи». 5 советов нейропсихолога | Правмир

Важно организовывать ребенка. Ритуалы и правила — это сначала. Потом расписание и накачивание управленческих функций. Их совершенно точно можно натренировать.

5. Мотивация и самостоятельность

В любом деле важна мотивация. Она всегда начинается с потребностей человека. Если базовые потребности ребенка игнорировать с рождения, хорошего не жди. Например, хочет ребенок шагнуть в лужу. Обычно мамы кричат: «Стой, не смей, промокнешь, заболеешь…» В итоге «проблема глубины» остается не изученной, а «интерес к луже» не реализованным. Если раз за разом игнорировать потребность ребенка в самых разных познавательных шагах, рано или поздно мотивация начнет снижаться, пока не сойдет на нет.

К воспитанию детей нужно подходить творчески. Необязательно пускать ребенка в лужу. Можно предложить бросить в нее камушек. Можно шагами измерить ее размеры и оценить, насколько она велика. Любое «хочу» — это желание познать что-то новое. Если вы что-то запрещаете, то должны понимать грозящие последствия.

Конечно, не стоит потакать любой прихоти. Но дать ребенку понять, что «да, этот робот в “Детском мире” — страшно интересная игрушка» — очень важно. Или записать в блокнот с желаниями и мечтами, что робота неплохо бы найти в новогоднюю ночь под елкой. Главное, не игнорировать интересы и потребности. Увы, в противном случае ребенок научается либо пренебрегать своими желаниями, либо отказываться от них.

Где связь между игрушкой и учебой? Она проста. Учебная мотивация — это тоже познавательная потребность.

Именно поэтому, пренебрегая одной потребностью, вы не даете развиваться другим. Важно научить ребенка хотеть желать и мечтать. Как только ребенок получает то, о чем давно и долго мечтал, у него возникает сцепка, запускается мотивационное колесо. «Хочу быть космонавтом, мама!» — «Замечательно, давай поиграем! Ура, мой сын космонавт». Ребенок поиграл в игру, получил порцию дофамина, то есть удовольствие от достигнутого результата. И вот первый кирпич в мотивационную составляющую заложен. Он понимает, что может чего-то хотеть, желать и добиваться желаемого.

Но что происходит обычно? Не желая того сами, родители подрывают мотивацию ребенка. Очевидно, что взрослым быстрее самим сделать поделку, нарисовать равнобедренный треугольник в тетрадке, прочесть рассказ. «Ты же все делаешь долго, тут недостаточно стараешься, там некачественно рисуешь». Отсюда и рождается пресловутое «зачем делать, если мама сделает лучше?»

Диагностика — это хорошо. Ритуалы и режим — замечательно. Но лучшее, что вы можете сделать для своих детей — быть терпеливыми и учить самостоятельности. Предоставьте ребенку возможность самому встать на ноги и начать двигаться вперед. Радуйтесь самостоятельности так же, как ликовали когда-то, видя младенца, сделавшего первый шаг.

Источник

Добавить комментарий