Травля ребенка в классе: причины, симптомы, что делать
1
Почти в каждом классе есть ученики, которые становятся жертвами бойкота или еще хуже оскорблений, притеснений, издевательств со стороны одноклассников, а иногда и учителей. Школа и педагоги не всегда внимательны к таким проблемам, а иногда просто не знают, как поступить.
Травля, агрессивное преследование одного ребенка другим, насмешки, бойкот, унизительные шутки или сплетни со стороны детей встречались и раньше, но сегодня статистика говорит о нездоровых цифрах. Сталкивались с травлей 44% детей в возрасте 11 лет и 27% 15-летних подростков становятся объектами издевательств и насмешек. Буллинг (от англ, bully — хулиган, драчун, насильник) — психологический террор, избиение, травля одного человека другим. Действия менее радикальные — обзывания, непристойные шутки, сплетни — называют моббингом.
Как правило, травлю всегда начинает кто-то один, чтобы утвердить свой авторитет или просто развлечься. Остальные дети либо игнорируют такие действия, либо возмущаются и пытаются вмешаться. Но в зависимости от действий жертвы могут сочувствовать ему или игнорировать, а то быть и заодно с буллером, если жертва взяла на себя пассивную роль.
КОГО НЕ ПРИНИМАЮТ В КЛАССЕ?
Чаще жертвами нападок в классе становятся дети, которые плохо социализируются те, что редко проводили время со сверстниками или в детских коллективах, находились на индивидуальном воспитании, обучении или не посещали детские сады, а также «новенькие». Травят неуверенных в себе детей, тревожных, социально незащищенных, молчаливых или сдержанных. Жертвами нападок становятся пугливые, чувствительные, замкнутые или застенчивые дети, которым легче общаться со взрослыми. Негатив у сверстников вызывают все, кто так или иначе отличается от других: это могут быть высокие или низкие интеллектуальные способности, те, кто необычно одет или «странно» ведет себя; кто неряшлив, неопрятен. Объектом насмешек может быть даже сильный школьник, способный противостоять давлению группы одноклассников.
И далеко не всегда жертва вызывает сочувствие, а наоборот, слабость вызывает презрение и отторжение у других ребят, формируется негативное отношение в виде «сам виноват, не может дать отпор». Ребенок же в этой ситуации испытывает полную беспомощность и безысходность, а также страх перед встречей с обидчиками и новыми издевательствами, стыд за свою беспомощность.
Мнение эксперта Янченко Едена, психолог, психоаналитикПричина того, что ребенок в школе становится аутсайдером нередко лежит в детско-родительских отношениях. Зачастую родители сами делают так, что их ребенок растет не приспособленным к жизни в социуме. Навыки взаимоотношения с окружающим миром ребенок получает в своей семье. Если родители уважают мнение своего ребенка, дают ему возможность быть самостоятельным, ответственным, не опекают его чрезмерно — то вероятнее всего из ребенка вырастет лидер. В обратном же случае ребенок может стать аутсайдером. И, как следствие, мы сталкиваемся с плохой успеваемостью, прогулами уроков, конфликтами со сверстниками, затяжными депрессиями. Родителям необходимо помнить, что, подавляя агрессию ребенка, они могут сделать из него аутсайдера не только в школе, но и в жизни. Ведь именно агрессия помогает нам завоевать свое место под солнцем.
Важно помогать ребенку обрести веру в свои силы. Этому способствуют доверительные и честные отношения родителей и детей. Не подавляйте инициативу ребенка, не пытайтесь «слепить» из него то, что хочется. Ребенка нужно с ранних лет учить выражать свое мнение, отстаивать его.
Помогайте ребенку справляться с жизненными трудностями: поддерживайте его, уделяйте внимание его проблемам, вместе ищите пути решения. И, наконец, учите ребенка пользоваться своими жизненными ресурсами, в частности агрессией. Общение со сверстниками, прогулки, спорт, творчество и т.д. — все это возможность для самореализациии повышения самооценки.
КАК ПОНЯТЬ, ЧТО ВАШЕМУ РЕБЕНКУ НУЖНА ПОМОЩЬ?
Особенности поведения ребенка, вызванные психологическим насилием:
- нервный тик, энурез;
- проблемы с аппетитом;
- печальный вид;
- участившиеся случаи простудных и других заболеваний;
- беспокойство, тревожность, нарушения сна;
- длительно сохраняющееся подавленное состояние;
- агрессивность;
- склонность к уединению, нежелание общаться;
- излишняя уступчивость или осторожность;
- плохая успеваемость.
КАК МОЖНО ПРЕДОТВРАТИТЬ ОТЧУЖДЕНИЕ И ТРАВЛЮ?
Предотвратить отчуждение одноклассников можно, найдите среди детей тех, кто симпатизирует вашему ребенку, пусть они чаще встречаются, больше проводят внимание, ходят вместе в одгну секцию или чаще устраивайте тематические вечеринки у вас дома. Покажите детям необычное хобби вашего ребенка, то что будет интересно и другим детям.
Научите не бояться одноклассников, объясните ребенку, что они сильны только в группе, а по одному у них тоже много комплексов, страхов и проблем. Помогайте ребенку становиться полноценным членом классного коллектива, а не просто «ходить» в школу, потому что надо. Жертве нужны люди-друзья (педагоги или одноклассники), кто поддержит в трудную минуту. Поэтому вместе с ребенком найдите тех, кто поддержит.
Призовите ребенка не смиряться с участью жертвы, а привлекать на свою сторону своих друзей, защищать себя. Не показывать свой страх перед другими, но набрасываться самому на своих преследователей, опережая их. Не отчаивайтесь, поддержите ребенка и вместе разработайте стратегию обороны и выхода из создавшейся ситуации. Напомните, что кроме школы есть и другие сферы жизни, где он чувствует себя уверенно (друзья со двора, секции и прочее). Постройте для ребенка его «зону успешности», что поможет малышу восстановить самооценку.
Ведь на самом деле выход может оказаться простым, но ребенку в состоянии стресса не приходит в голову воспользоваться им. Иногда достаточно малейшего вмешательства со стороны родных, знакомых или друзей, чтобы к ребенку больше не приставали. Например, старший брат может встретить после школы.
СОВЕТ РЕБЕНКУ «КАК НЕ СТАТЬ ИЗГОЕМ?»
- отыскать себе друга среди одноклассников, а еще лучше несколько настоящих друзей;
- приглашать одноклассников в гости;
- научиться уважать мнение своих одноклассников, находить с ними общий язык;
- не пытаться всегда побеждать в своих спорах с ровесниками, научиться проигрывать и уступать, признавать свою неправоту;
- не задираться, не зазнаваться;
- не показывать свое превосходство над другими;
- не пытаться выделяться среди других, если нет для этого повода;
- не хвастаться — ни своими успехами, ни своими электронными игрушками, ни своими ро-дителями;
- не демонстрировать свою элитарность;
- не ябедничать;
- не подлизываться к учителям;
- не действовать наперекор решениям класса, если они не противоречат нравственным нормам;
- не демонстрировать свою физическую силу;
- не показывать свою слабость;
- не взывать к жалости окружающих в связи со своими хроническими заболеваниями или физическими дефектами;
- использовать свои таланты на благо класса и школы, чтобы одноклассники гордились им, а не завидовали ему.