Звезда спорта – Лев Яшин, известный как «Чёрная пантера» и «Черный паук»
Лев Яшин, по прозвищу черный паук, — лучший вратарь двадцатого века, единственный вратарь в истории, получивший «Золотой мяч». Олимпийский чемпион 1956 года и чемпион Европы 1960 года, 5-кратный чемпион СССР, заслуженный мастер спорта СССР. Он мог одновременно контролировать мяч и выбирать партнёра для передачи. Владел уникальной вратарской техникой, выходил победителем из поединка один на один с нападающим, и парировал самые «безнадежные» мячи, когда казалось, что гола просто не избежать. Провел 207 «сухих» матчей, а за всю спортивную карьеру участвовал в 812 играх.
Лев Иванович Яшин родился 22 октября 1929 года в Москве. Родители мальчика – обычные советские труженики. Папа – Иван Петрович, шлифовальщик оборонного авиационного завода в Тушино. Мама – Анна Митрофановна, работница завода «Красный богатырь». Во дворе дома местные дети, в том числе и Лев Яшин, постоянно играли в футбол, игры продолжались в любую погоду, дотемна. В этих дворовых баталиях Лев Иванович получил первый вратарский опыт. Помимо прочего, у детей были популярны прыжки на лыжах с трамплина, в роли которого выступали крыши сараев. Яшин так вспоминал об этом детском увлечении: «Падали, ушибались, набивали огромные синячищи, но зато учились крепко держаться на ногах, не бояться высоты, владеть своим телом». Высокий травматизм других игроков высшей лиги Лев Иванович связывал с тем, что «в детстве они мало бегали, прыгали, дрались, играли в футбол, катались на коньках, взбирались на деревья».
Начало Великой Отечественной войны застало 11-летнего Яшина под Подольском. В октябре оборонный завод, на котором работал отец был эвакуирован под Ульяновск. Туда и перебралась вся семья. Своё двенадцатилетие Лёва отметил, разгружая эшелон с заводскими станками. На этот завод он и пошёл работать. Уже в 16 лет Яшин получил первую награду Родины — медаль «За доблестный труд в Великой Отечественной войне».
Вернулись Яшины в Москву в 1944 году. Лев, продолжая работать на заводе, всё свободное время посвящал любимой игре, выступая вратарём за сборную команду Тушина. В 18 лет его призвали в армию. Служить довелось в Москве, и здесь его заметил тренер футбольного клуба «Динамо»-Москва Аркадий Иванович Чернышёв. Пригласил в молодёжную команду. С тех пор Лев Яшин играл только за этот клуб, вплоть до окончания своей футбольной карьеры в 1971 году. Яшин так сроднился с командой, что даже во время матча за сборную страны выходил на поле с буквой «Д» на груди.
В начале спортивной карьеры Яшин играл также в хоккей с шайбой. В 1953 году он стал обладателем Кубка СССР по хоккею и бронзовым призёром чемпионата СССР, также выступая на позиции вратаря. Перед хоккейным чемпионатом мира 1954 года был кандидатом в сборную СССР, но решил сконцентрироваться на футболе.
Вместе со своим клубом Лев Яшин 5 раз становился чемпионом СССР и три раза выигрывал Кубок СССР по футболу.
С 1954 года Яшин — вратарь сборной СССР, за которую провёл 78 матчей. Вместе со сборной в 1956 году Яшин выиграл Олимпийские игры в Мельбурне и Кубок Европы 1960 года.
В составе сборной он три раза играл в финальной стадии чемпионатов мира по футболу: в 1958 году в Швеции, в 1962 году в Чили и в 1966 году в Англии. Наивысшее достижение в чемпионатах мира — четвёртое место в 1966 году.
23 октября 1963 года в Лондоне, на стадионе «Уэмбли», Лев Яшин играл за сборную мира против сборной Англии в знаменитом «Матче столетия», посвящённом юбилею английского футбола.
Во всём мире Яшина называли либо «Чёрная пантера» (за его всегда чёрную вратарскую форму, его подвижность и акробатические прыжки), либо «Чёрный паук» (за его длинные, всё достающие руки). Яшин разработал свою уникальную тактику в штрафной площадке. У него были задействованы не только руки, но и ноги. Министерство спорта часто вызывало тренеров «Динамо» и сборной Союза «на ковер», и отчитывало их за такие нововведения на площадке. Чиновники призывали играть как раньше, и не устраивать на поле цирк.
Льву Ивановичу принадлежит еще одно новшество: он начал отбивать мяч, вместо того, чтобы постоянно его ловить. Это стало настоящим прорывом в футболе, потому что так легче было парировать удар и не пропустить мяч в ворота. Лев перестал ловить мячи, запущенные с невероятной силой, он просто отбивал их в сторонку или старался перевести на «угловой
В 1963 году наш герой получил приз лучшего футболиста Европы — «Золотой мяч» от еженедельника «Франс-Футбол».
27 мая 1971 года на Центральном стадионе в Москве, в присутствии 103 тысяч зрителей, состоялся прощальный матч Льва Яшина. В этом матче сборная клубов Всесоюзного спортобщества «Динамо» играла против сборной «звёзд» мира.
31 августа того же года Яшин вновь вышел на поле; на этот раз он защищал ворота сборной «звёзд» мира в матче со командой Италии.
Вратарь «Динамо» и сборной СССР Лев Яшин завершил карьеру в 41 год. По нынешним меркам это очень поздно. Он настолько любил футбол, что постоянно оттягивал уход из него, принося пользу своей команде, радость болельщикам и подрывая свое здоровье. Яшин перешел в тренеры, но в этом деле особых результатов не показал.
С Льва Ивановича брали пример все вратари, как с Пеле — полевые игроки. Этих двух футболистов связывали дружеские отношения. Однажды бразилец сказал, что пока не забил гол Яшину в 1965-м, не чувствовал себя состоявшимся нападающим, несмотря на то, что уже два раза выигрывал мировой чемпионат.
У Льва Ивановича было плохое зрение, и ему приходилось изрядно потрудиться, чтобы отбить мяч. Часто он просил коллег по команде подпускать противника как можно ближе к его воротам, чтобы он мог правильно сориентироваться. Яшину порой было легче отразить 11-метровый удар (за свою карьеру он «взял» более 150 пенальти), чем рассмотреть полет мяча, пущенного с 30-40 метров. Никто из соперников о его проблемах со зрением и не догадывался.
Известный голкипер и телекомментатор Владимир Маслаченко так рассказывал о Льве Яшине: «У Яшина был сумасшедший характер. В матче с колумбийцами он на последней минуте вытащил такой выстрел в девятку, который был абсолютно не берущимся. Я в тот момент закричал так, что прямо на трибуне потерял сознание и упал на сидящих ниже зрителей».
Здоровье голкипера сильно подкосил его уход из спорта. Отсутствие нагрузок, к которым привык его организм за долгие годы, привело к сбою в его работе. Многие болезни спровоцировало курение. Долгие годы он боролся с этой вредной привычкой, но она оказывалась сильнее. 20 марта 1990 года его не стало. Местом упокоения голкипера стало Ваганьковское кладбище.
Память о талантливейшем из футболистов живет в названиях стадионов, улиц и проспектов. Ему поставили монументы и памятники в разных городах. По инициативе Международной федерации футбола учрежден приз его имени, который получает лучший голкипер мирового футбольного чемпионата.
Лев Яшин увековечен в одной из самых известных кричалок «Динамо»:
Лишь в одну команду мы верим!
За неё всегда мы болеем!
Никогда в беде не оставим!
Только Яшин! Только «Динамо»!