«Надоело это «ну щас», и я выдернула шнур». Что могут родители, если ребенок завис в смартфоне
Иллюстрация: нейросеть Midjourney Ребенок зависает в телефоне и компьютере, не делает уроки и больше ничем не интересуется. Забрать шнур от зарядки, поставить родительский контроль или дать полную свободу? «Правмир» поговорил с родителями, которые нашли выход.
«Папа разрешает сидеть в телефоне, а мама — зверь»
Яна, сыну 13 лет:
— Против гаджетов я была всегда, сыну их не покупала. К четырем годам, на Новый год, ему подарили планшет, куда его стало очень сильно затягивать, поэтому я пыталась ограничивать время. Но когда запрещала я, бывший муж говорил: «Ну на, поиграй».
Я сильно ругалась. Муж уделял сыну мало внимания, при этом хотел быть хорошим папой. Иногда он один с ним сидел дома, а я работала. Конечно, ребенок все это время зависал в телефоне: никто из них не сознавался, но по глазам-то видно.
Когда сын пошел в первый класс, я купила ему детские часы, мы обходились без телефона. Но на Новый год, во втором классе, муж (мы уже были в разводе) телефон все-таки подарил. Начался ад. Ну это же папин подарок — значит, можно сидеть. При этом, если я запрещала, папа говорил, что мама — зверь, мама жестокая. А сын с телефоном забывал про самые элементарные вещи. Хорошо, помнил, что надо сходить в туалет.
Муж приезжал, брал сына и ехал либо к другу на дачу (сын радостно сидел в телефоне), либо к свекрови (там доступ к компьютеру). Я установила Family Link, программу родительского контроля. Теперь можно было ограничивать время. Если сын что-то скачивал, я заходила в плей-маркет, смотрела характеристики игры, обзоры: что-то не так — блокировала.
Естественно, сын пытался удалить этот контроль, но это невозможно — все привязано к моему аккаунту. Мы разговаривали по этому поводу, мальчик у меня спокойный, рассудительный, все понимал. Другое дело, что тогда муж стал давать свой телефон.
У моего второго мужа есть компьютер, у меня — ноутбук. Сын ноутбуком пользовался, когда делал английский: там были аудиоуроки. Но потом всех перевели на дистанционное обучение и пришлось купить ему отдельный: туда мы тоже подключили Family Link. Пока я на работе, например, я знаю, сидел у меня ребенок там или нет, могу в любой момент проверить.
Сейчас сын в шестом классе, ему тяжело с учебой, поэтому компьютер можно только в выходные. Но телефон-то можно каждый день… Сейчас же они общаются в группах в Вайбере, переписываются постоянно, играют, школа потребовала зарегистрироваться в мессенджере «ВКонтакте». Многие вещи я сразу заблокировала. Иногда просит: «Мам, разблокируй». Разблокирую, он поиграет, я опять заблокирую. Но теперь уже легче договориться, он все понимает. Раньше его реально затягивало, особенно после общения с папой. Сейчас они не видятся, и стало намного проще.
Понимаю, что нельзя манипулировать, но у ребенка больше совершенно нет интересов — что-то, чем бы он дорожил и что я могла бы запретить.
И вот допустим, выходные. Конец четверти, много спорных оценок. Я ему сказала, что никакого компьютера и телефона он не увидит.
Вы не поверите, но за два дня он исправил все оценки! То есть он делал уроки, подходил к учителю, брал дополнительные задания — только потому, что я запретила компьютер и телефон. Хочу попробовать отдать его на курсы программирования. Может, получится направить эту зависимость в полезное русло.
«Нет запрета — нет интереса»
Наталья, сыну 7 лет:
— Я хорошо помню свое детство: папа запрещал мне смотреть телевизор, но от этого он привлекал только больше. Запретный плод всегда сладок, поэтому своему сыну я решила ничего не запрещать.
Как только он заинтересовался гаджетами, я купила ему планшет, а потом, с возрастом, телефон. Современные игры, как мне кажется, очень даже интересны, ребенок по ним развивается.
Например, по видеоигре мы научились читать. Игра заключалась в том, что скалолаз должен был доползти до вершины, а ступеньками были слоги. Сын с большим интересом следил за этим скалолазом и каждый раз читал все быстрее. Часто мы вместе садились играть в логические игры.
Так как запрета на гаджеты никогда не было, не было к ним и повышенного интереса. Никакого акцента — они просто есть в любое время.
Сейчас доходит до смешного. Сын начал выходить сам во двор — двор у нас прямо перед окном, там появились друзья. Теперь проблема загнать домой. Говорю: «Иди поиграй в игры, посмотри мультики». А ему все равно, он и так знает, что может это делать в любое время.
А сколько раз было такое, когда сын сидит-сидит в телефоне, увидит там какую-нибудь маску, потом кладет телефон в сторону и начинает вырезать, клеить.
Бывает, правда, зависнет, если найдет какую-нибудь новую игру: может прямо уйти в нее, но обычно больше двух дней это не длится. Подбегает: «Мама, смотри, я дом построил!» Потом еще и еще. Я просто жду — я и сама могу так чем-то увлечься. Через два дня спрашиваю: «Ну как там твой дом?» Говорит, надоело, и опять побежал во двор. Так что нет запрета — нет и интереса.
«Выдернула шнур и ушла спать»
Екатерина, сыну 13 лет:
— У нас с сыном доверительные, дружеские отношения. Он с детства беспроблемный и рассудительный ребенок. Когда родились дочки-двойняшки, сыну было 10 лет, и он стал моим главным помощником.
Было время протеста, помогали разговоры. Но пару раз у меня накипело. Мы сказали выключить ноутбук и спать. Раз, два, три… — «Щас, щас, щас». Ну надоело это «щас». Подошла, выдернула шнур и ушла спать. Сын был в шоке, но не спорил. Лег спать.
На следующий день он не выспался, получил двойку, ее надо было исправлять, учить материал дома (а мог бы и поиграть это время).
И вот тогда мы с мужем провели беседу, что мы не враги, нам не жалко, чтобы он играл, но долгие игры сказываются на учебе и психике.
Потом опять повторилось это «щас». Опять провод забрала. Уже сам сразу выключил ноутбук и лег спать. Третьего раза не было. Как только я подходила и говорила выключать и спать, сын выключал и ложился.
Ребенок сделал выводы, и теперь проблем с этим нет. Опять же, у сына нет времени на всякую ерунду. У него утром тренировка в секции, потом он сразу бежит на программирование или английский, потом школа. После школы со мной в садик за дочками. Дома душ, ужин, уроки, играем с маленькими. На компьютер — от силы час.
«Привить хороший вкус, чтобы не смотрели ерунду»
Александр, шестеро детей, старшему сыну 20 лет, младшей дочери 4 года:
— Когда родились старшие дети, гаджетов у нас еще не было, а телевизор мы не покупали из принципа: то, что там идет, нельзя фильтровать. Но у меня был компьютер.
Старшие сын и дочь погодки, мы им сразу показывали хорошие мультики на дисках. Так получилось, что мы купили мультфильмы Норштейна — которые смотрят не все взрослые, а тем более не все дети. Но мои дети смотрели. Они были совсем маленькие. И потом, когда мы им попытались включить что-то другое, не такое красивое, им не понравилось.
В подростковом возрасте, конечно, пошло аниме и прочее, но у детей сразу был вкус. Поэтому, когда у них в ленте появлялась какая-то ерунда, им уже было не так интересно на ней залипать.
Быстрый интернет у нас появился в 2009 году, но и тогда мы продолжали контролировать, что дети смотрят, и искали другие источники дофамина. Для маленьких детей — разные игрушки. «Лего» — его много не бывает, не беда, если детали перепутаются, у нас его целый контейнер. Читать вслух хорошие, интересные, красивые книжки — ничего страшного, даже если со смартфона.
Все наши дети получали смартфон, где уже по факту стоял родительский контроль до 14 лет. Если кончилось время, это проблема ребенка. Он идет ко мне или звонит, потому что звонок родителю не блокируется: «Папа, добавь мне 5 минут». Один раз добавил. Второй раз ребенок уже не звонит. А если звонит, я спрашиваю: «Зачем тебе?» — «Хочу посмотреть еще картинки». — «Нет, извини, дорогая, время кончилось, давай завтра».
Вот с самой младшей у нас пока проблема. У жены сейчас более насыщенная жизнь, а у меня много дел. Часто бывает, что надо как-то отвлечь. А самый простой способ — включить мультики. Но здесь тоже пытаемся в пределах нормы и включаем только хорошее.
Самое лучшее — отдых на улице, на природе, игра с друзьями, спорт. Почти все дети хотят прыгать и бегать.
Конечно, бывает всякое. Иногда они на нас обижаются: «Ах вы так? А я тогда брошу музыкалку». Мы ими манипулируем — а они нами (смех). Бывает, настроение плохое, что-то случилось, устал ребенок, на нервах. Но это случаи единичные. Самое главное — держаться правил, которые ты установил. И не только ребенок должен это делать.
Можно сколько угодно говорить детям, что не надо сидеть в гаджетах, но при этом мы сами в них сидим. Хорошо, если не лежим. Я много времени провожу в соцсетях. Мне не хватает общения в обычной жизни, все мои интересные люди — там.
Чтобы не просто тупить в интернете, я что-то слушаю одним ухом и при этом работаю руками: чищу картошку, делаю ремонт. Это стараюсь доносить и детям: не можешь отказаться полностью — сделай, чтобы это приносило пользу.
«Смартфон остается дома»
Анастасия, сыну 8 лет:
— Наши ограничения выстраивались на опыте. Первый смартфон у сына появился в 7 лет, чтобы он не был белой вороной. До этого только мультики на телевизоре, ну и мой телефон.
Проблемы начались со школы. Сын стал опаздывать куда-то, потому что не мог оторваться от телефона. Ругани, конечно, было много… Сначала спрашивал: «А почему другим не запрещают?»
Я сказала честно, как думаю: «Илья, мне не интересно, у кого и какие правила. Могу отвечать только за себя. Мне важно, чтобы у тебя была интересная и насыщенная жизнь, увлечения, друзья, чтобы ты развивался. Ты еще ребенок, и тебе сложно такое контролировать. Я и сама-то нет-нет, да и залипну в телефоне. Но в моих силах помочь тебе. Это про мои любовь и заботу».
На это он ответил: «А других ребят оставили с телефонами, и нормально». Я ему, правда, потом сказала, что, видимо, тем родителям все равно, — потому что он задавал вопросы.
Сейчас у него для связи обычный кнопочный телефон без всяких наворотов. Смартфон остается дома, его можно взять с собой, только если едешь с ночевкой к бабушке и дедушке. На нем стоит родительский контроль. Спасибо Family Link, абсолютно бесплатному.
Если сыну надо выходить на тренировку в 9 утра, то в это время смартфон блокируется. Да и сыну некогда особо там сидеть. Может быть, час в день. В выходные, конечно, побольше.
Он очень любознательный парень: помимо школы у него три раза в неделю тренировки, рисование, робототехника и программирование по разу. Но все равно его жутко тянет к телефону.
Сейчас смартфон в будни в принципе заблокирован, поэтому сыну, если он хочет поиграть, сначала надо позвонить мне. Моя ответственность как родителя — контролировать это и придумать альтернативу. Никакие правила не помогут, если ребенку скучно и нечем заняться.
«Забрала системный блок и не вернула»
Дарья, сыну 9 лет, дочери 6:
— У своих детей я забрала системный блок. Не потому, что они долго сидели в компьютере, а потому, что несколько дней я просила их навести порядок в комнате. Эта уборка проходила по три часа: они постоянно утыкались в мультики или еще что-нибудь. Я предупредила, что отберу, если не будет порядка, но это не помогло. Тогда пришла и все-таки забрала.
У них все равно есть телефон и приставка. Но, допустим, дочь не может долго там сидеть, ей надо пойти полепить, порисовать. С сыном посложней: он может в школу плохо вставать, говорить, что хочет спать, но при этом, если не надо в школу, может заранее встать, чтобы поиграть в телефоне.
Я не отбираю все гаджеты, чтобы у меня была, так сказать, точка воздействия: «Сначала делаешь уроки, потом играешь». У нас это нормально работает. Я могу забрать телефон и не отдавать его неделю, а дети будут собирать «Лего». Но как только телефон оказывается в руках, они зависают там до тех пор, пока не заметишь, что какие-то дела не сделаны.
Если я что-то запрещаю, то запрещаю основательно. Я как забрала два года назад этот системный блок, так он у меня и стоит. Еще один компьютер есть у папы, дети могут зайти поиграть, что-то распечатать.
И самое главное — режим. Дети ложатся спать в девять. Я могу почитать сказку или поболтать с ними, но в девять они уже должны быть в постели. В выходные или в каких-то особых случаях, в праздники, допускаю позже, но редко.
Пожалуй, истерики у нас могут быть только вечером, когда дети устали. Сын у меня в школе по восемь часов, плюс тренировки по карате, уроки. У него есть синдром дефицита внимания, и это тоже сказывается. И сын, и дочь могут обидеться на нас, если мы что-то запретили. Но, мне кажется, это нормальная реакция любого ребенка.
«Посоветовала в классе не покупать смартфоны»
Виктория, дочери 9 лет:
— Перед тем, как дочь пошла в первый класс, я попросила учителя ввести правило, чтобы дети не носили смартфон в школу и пользовались только кнопочными телефонами и часами, а родителям нашего класса посоветовала как можно дольше не покупать детям смартфоны.
Сама много лет работая в началке, я постоянно видела, что телефоны только мешают, поэтому написала в родительский чат про свой опыт:
- даже если вы договариваетесь дома с ребенком, что он не будет лишний раз отвлекаться на телефон в школе, это не работает: как правило, все, у кого не кнопочный телефон, сидят каждую перемену либо в классе на том же стуле, либо в коридоре на диване;
- все разговоры детей — о майнкрафтах, тиктоках, «Игре в кальмара» и так далее;
- смартфон быстро сажает зрение;
- можно пытаться ограничивать ребенку время, контент, но не всегда это работает: дети постарше обязательно подскажут, как обойти запреты, и вы даже об этом не узнаете.
Часто я видела, как ребенок сначала учился на отлично и родители дарили ему телефон за окончание первого/второго/третьего класса, а потом успеваемость снижалась и снижалась. Или у ребенка было многолетнее увлечение, например, он читал энциклопедии, ставил химические домашние опыты, собирал «Лего», плел из бисера, но появлялся телефон — и пропадал интерес.
В классе меня услышали. У нас 30 человек, из них смартфон есть у трех, потому что он у них уже был. Но в школу они их не носят. Родительский комитет купил в кабинет настольные игры, чтобы дети играли на переменах.
Сейчас дочь во втором классе. Телефон не просит — уверена, что он ей пока не нужен (взрослые убедили). Да, она пользуется моим, но очень редко, в основном это видеозвонки родственникам и какая-нибудь безобидная игра, о которой она вспоминает раз в неделю.
Пережив тягу к телефону, она стала рисовать на холсте, собирать сложные пазлы, плести украшения из бисера, смотреть советские фильмы и читать книги.
Мне как маме и учителю приятно, когда мой ребенок в метро достает не смартфон, а книгу.
Насчет советского кинематографа — этим она заразилась от отца. Мне даже стыдно признаться, что моя дочь наизусть знает те фильмы, которых я даже ни разу не смотрела, дожив до своих 34-х.
Встречаю ее из школы сама, потому что в декрете с младшим. Из моих наблюдений, пока стою и жду ее во дворе школы: ребята из нашего класса выбегают и играют на площадках, а кучка детей из других классов облепливают один телефон — так и идут в сторону дома, пялясь в экран, или играют на скамейке.
Многие родители, наверное, скажут, что моя дочь еще сильнее привяжется к смартфону, когда мы ей его наконец-то купим, но я все равно буду надеяться, что ее хобби укоренятся и смартфону просто не останется места.
Иллюстрации: нейросеть Midjourney